«Боязнь» и «страх» в жизни мусульманина

В арабском языке слово «хавф» означает страх, боязнь, испуг; в терминологическом же значении – избегать вещей, которые по шариату порицаются в менее строгой форме, нежели категорически запрещённые (харам). В суфийской литературе оно обозначает чувство, которое наряду с чувством надежды – «реджа» является неким стабилизирующим фактором для человека на пути постижения истины и духовного развития, дабы он не обманулся, возомнив себя в полной безопасности, и не поддался неким ложным представлениям. В их понимании чувство боязни – «хавф», подобно эликсиру, который исправляет, излечивает мысли способные увести человека в сторону капризов и самомнения.

По мнению аль-Кушейри, известного исламского богослова-ученого, «хавф» – это глубокое, внутреннее чувство страха, которое помогает человеку избегать вещей, не угодных Аллаху. Высказывая это мнение, он также говорил о перспективе влияния этого чувства на жизнедеятельность человека.

Действительно страх является следствием беспокойства человека о том, что он может столкнуться с чем-то нежелательным или же упустить некие духовного характера возможности, и что характерно, оба варианта связаны с будущим. По сути дела Священный Коран во многих аятах акцентирует внимание на результатах наших деяний и поступков, тем самым ставит целью построение жизни ориентированной на будущее. В том мире, построение которого намечено Кораном, пусть в душе, с её хорошими и плохими проявлениями, или же в контексте общего смысла и идеи и даже предметно, можно всегда заметить будущее. Коран прививает своим последователям мысль; «Каков будет мой конец?», учит их переживать за своё будущее на протяжении всей жизни и напоминает, чтобы всегда наступали на твёрдую почву: «Но перед ними предстанет от Аллаха то, о чем они и не мыслили» (Св. Коран, 39:47).

Следующее положение из Священного Корана заставляет вздрогнуть любого человека:

«Скажи: «Не поведать ли вам о тех, кто в деяниях своих потерпел наибольший убыток? Тех, чьи усилия в этой жизни были тщетны, а ведь они думали, что поступают наилучшим образом» (Св. Коран, 18:103-104). Ещё много есть подобных, волнующих душу обращений в Священном Коране, которые связывают земную жизнь множеством нитей с будущей вечной жизнью. Славны те, кто держится за эти нити, устраивает свою жизнь в соответствии с этими призывами – Коран, довольно-таки часто, подобными сообщениями прививает нам духовность и обращает наши взоры в будущее.

В светлых и ярких изречениях Корана Всевышний Аллах часто использует «хавф» в виде некой плети, которая подгоняет нас к Нему, к познанию смысла божественного творения и могущества. Эта «плетка», подобно понуканиям матери, которые толкают младенца в ласковые материнские объятия, так и устрашения влекут человека к безграничной милости Аллаха и безоговорочно обогащают его внутренний мир. Поэтому содержащееся в Коране каждое веление и указание, подкрепленное устрашением, с одной стороны может казаться пугающим, но с другой стороны отливает милостью и воодушевляет.

Также следует отметить, что почитающая Всевышнего богобоязненная душа избавляется от остальных, далёких от веяний милости и гнетущих страхов, бесполезных и зачастую вредных. Это очень важный аспект, так как Всевышний Аллах в одном из светлых, вселяющих надежду аятов говорит: «Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы верующие» (Св. Коран, 3:175), тем самым призывая не разобщаться, рассеивая по сторонам изначально присущее человеку чувство страха. Словами «И только Меня страшитесь» (Св. Коран, 2:40; 16:51) предупреждает людей, чтобы не поддавались случайного рода страхам и фобиям. В том же аяте говорится: «Они боятся своего Господа, который над ними, и совершают то, что им ведено» (Св. Коран, 16:50), «Молят своего Господа в страхе и одновременно в надежде, что их молитвы будут приняты» (Св. Коран, 32:16). В этих озаряющих аятах восхваляются богобоязненные сердца, преисполненные страхом перед Аллахом и украшенные чувством глубокого почтения к Нему. Воистину они достойны похвалы, так как душа, устраивающая свою жизнь согласно «хавфу» – страху перед Всевышним и боязни нарушить Его веления, будет осторожна в проявлении воли, внимательна в пути и будет стараться не оступиться; такие тонкие натуры пользуются божьим благословением. Как прекрасны слова поэта о страхе перед Всевышним: «Если боишься гнева Всевышнего, то крепко держись религии своей, потому что против сильного ветра дерево крепко держится корнями о землю».

alt

Самый низкий уровень боязни перед Аллахом, который является условием веры и неотъемлемой частью, выражен в аяте следующими словами: «Бойтесь Меня, если вы верующие» (Св. Коран, 3:175).

Уровнем выше стоит страх с присутствием научного компонента. На данный уровень указывает следующий аят: «Боятся Аллаха из числа Его рабов только те, которые знают [истину]» (Св. Коран, 35:28).

Наиболее высокий уровень – это уровень истинного познания в соединении с глубоким почтением. В нижеследующем аяте Аллах напоминает нам об этом: «Аллах предостерегает вас от самого Себя» (Св. Коран, 3:28, 30).

Некоторые суфии делят хавф – страх перед Аллахом на два; «хашъят и хайбат». Несмотря на то, что оба этих чувства исходят из понятий страха и уважения, хайбат – внушительность, больше ассоциируется с «дистанционностью», в то время как хашъят – уважение с примесью страха, больше стимулирует желание прибегнуть, сблизиться, приютиться. Поэтому в процессе «сейр-у сулюк» на пути систематического самосовершенствования в тарикатах, суфийских орденах люди, избравшие путь хайбата, постоянно живут с чувством предосторожности, ложась и вставая с чувством боязни перед Ним; те же, кто выбрал путь хашъята, постоянно в поисках сближения с Ним, каждый миг для них повод прибегнуть к Нему.

Поэтому в большинстве случаев избравшие путь боязливости, продолжают остерегаться. Постоянно остерегаясь и тем самым избегая, они усложняют лёгкое и подвергаются трудностям, которым подвергались монахи. Избегая, остерегаясь и, как следствие, дистанцируясь, они испытывают страдания по причине отдалённости от Него. Что же касается тех, кто избрал путь почтительного страха (хашъят), то они каждую секунду ищут способ прибегнуть к Нему, почувствовав близость, воодушевляются ещё больше и всем своим существом словно восклицают: «А можно ещё, о Аллах?»

Хашъят в идеальном виде – это характерная черта пророков; посланники внутри себя, в атмосфере, где словно слышится зов Исрафила и ощущается внушительное превосходство и всеобъемлющее величие Аллаха, умирают одной душой и пробуждаются в цвете нескольких душ. Их чувства, душа и сознание пронизаны истиной: «Когда же его Господь явил Себя горе, Он обратил ее в прах, и Муса пал (без сознания) как громом пораженный» (Св. Коран, 7:143). Они живут этим. Любимец Аллаха пророк Мухаммад (с.а.с.) говорил: «Я вижу то, чего вы не видите, слышу то, чего вы не слышите; ах, если б вы только знали, как заскрежетали небеса и раздался такой стон! Так и должно было быть, потому что на небе нет ни пяди пустого места, где не падали бы ниц перед Аллахом ангелы. Клянусь Аллахом, если бы вы знали о величии Аллаха то, что знаю я, то мало бы смеялись и много плакали, настолько, что избегали бы своих жён, скитались по горам и долам, навзрыд молясь Аллаху» [См. Достоверные хадисы в изложении Ат-Термизи, Зухд, 9 и Ибн Маджа, Зухд 19 (прим. ред.)]. В этом хадисе раскрывается характерный для пророка вид страха (хашъят) со стремлением к близости (ильтиджа) – Пророк предпочёл искать убежище у Аллаха нежели остерегаться и убегать, и это при том, что он знал всё, что можно знать, а также здесь объясняется боязливость, сопряжённая с избеганием и остережением, которая наблюдается у других людей. Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, добавив к хадису слова: «Лучше бы я был выкорчеванным деревом, распиленным на мелкие кусочки» и красноречиво пояснил со своей точки зрения эти мысли.

Душа, запрограммированная в соответствии с «хашъят» и «махабат», даже при отсутствии понятия «хавф», не впадает в грехи. Примером тому может послужить приверженец махабата, праведник: «Какие возвышенные черты присущи Сухейбу; даже если представить, что не боится Аллаха, грехов не совершает» [Сказано у аль-Аджлюни, Кашфуль-хафа, 2/428-429; аналогичное высказывание см. ад-Дайлами, аль-Муснад 1/234; Ибн Хаджир, Фатхуль-Бари 1/161 (прим. ред.)].

Люди, акцентирующие внимание именно на боязни (хавф), плачут и рыдают по нескольку раз в день, особенно оставшись одни, и гасят слезами огонь «отдалённости» – это самый явный признак отдалённости человека от Аллаха. Так как согласно хадису: «Вхождение в ад человека, плачущего от страха перед Аллахом, также невозможно, как возвращение молока обратно в вымя» [Сказано у Ат-Термизи, Фазаилюль-джихад, 8; Нисаи, Джихад 8; Ахмед бин Ханбаль, Муснад 2/505 (прим. ред.)]. Самый действенный эликсир против огня ада это покаянные слёзы, иногда человек путает свершённые и несовершённые дела; вздрагивает при мысли, что свершённые дела могут быть не «божескими», а «эгоистичными», а несовершённые и вовсе могут оказаться «сатанинскими». Печально опускает голову, но думая о самом правильном решении, выпрямляется – прибегает к защите Всемилостивого. О тех, кто относится к первой категории, в аяте говорится: «И которые приносят то, что приносят, а сердца их трепещут от того, что они к Господу своему возвратятся» (Св. Коран, 23:60). По этому поводу можно привести рассказ досточтимой Аишы, супруги Пророка (с.а.с.). «Как только был ниспослан этот аят, я спросила у Пророка: «В аяте упоминаются те, кто совершал грехи наподобие прелюбодеяния, воровства и пьянства?» На что Пророк Мухаммад (с.а.с.) ответил: «Нет, Аиша, в аяте говорится о тех, которые совершали намаз, соблюдали пост, выплачивали милостыню, но при этом страшно боялись, примется это от них или нет?» [См. Ат-Термизи, Тафсиру сура (23); Ибн Маджа, зюхд 20]. Если упомянутых в первой категории назвать праведными мусульманами, то, думаю, для вторых будет к месту выражение «глубокие мусульмане (праведники)» или же «совершенные люди ислама». Богословский автор Абу Сулейм ад-Дарани говорит: «Несмотря на то, что общепринято, когда раб Аллаха придерживается пути между страхом (хавф) и надеждой (реджа), однако более надёжный путь, когда сердце постоянно трепещет в страхе и уважении» [См. аль-Кушайри, ар-Рисалатуль-Кушайрийя, стр. 218 (прим. ред.)]. Шейх Галиб, разделяющий с ним эти мысли, вторит ему прекрасными строками, в которых отражаются его чувства относительно страха перед Всевышним «хавф»:

Укрась лик души своей страхом с тысячу раз, о правоворный!

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*