Древние и могучие корни Ислама в России. Саксин – город-государство

Малоизученной страницей в истории независимых государственных образований в Нижнем Поволжье до появления Золотой Орды является Саксин. Возникновение этого города-государства связано с распадом Хазарского каганата – одного из мощнейших государств своего времени, от которого зависели практически все близлежащие племена и народы, начиная от булгар и заканчивая славянами. Но, как и большинство империй, правители которых забывают о морально-нравственных устоях, Хазария также пала под ударами более удачливых соседей. 

Историки разнятся в своих оценках по поводу того, кто же все-таки нанес сокрушительный удар по каганату – русские дружины или тюркоязычные гузы (вполне возможно, что одно наложилось на другое), в любом случае, это некогда могущественное государство прекратило свое существование. И если окраины каганата, и так уже обладавшие автономным самоуправлением, как, например, Волжская Булгария, в результате крушения Хазарии лишь выиграли, став полностью независимыми, то центральные провинции оказались в запустении.

Падение Хазарии произошло в конце X в. и какое-то время народы, населявшие столицу каганата г. Итиль, численность которого по разным источникам составляла до 10 000 человек, оказались рассеяны. Но уже в начале XI в. они оправились от разгрома и сумели заново отстроить свой родной город, названный ими Саксин. 

Этимология этого слова представляется не совсем ясной, однако некоторые ученые предполагают, что свое название город получил от одного из тюркских племен, возглавивших данный регион в это время. Такая трактовка представляется вполне приемлемой, и тогда можно более-менее идентифицировать название города и племени с тюркским сикез, т.е. семь. Как известно, некоторые племена именовали себя по какому-либо числу, например, предки булгар – оногуры (ун огур, т.е. десять огуров). Саксин просуществовал практически полтора века, пока не пал под ударами войска Батыя.

Наиболее подробное описание этого города оставил известный арабский путешественник аль-Гарнати, который не только бывал в Саксине несколько раз, но и жил там несколько десятилетий. «На огромной реке, – пишет аль-Гарнати в своих рукописях, — в стране хазар находится город Саксин, в котором живут хазары и гузы. У каждого из гузских племен – собственный эмир. У них большие дворы, а в каждом дворе – покрытый войлоками шатер, огромный, как большой купол, один вмещающий сто и больше человек…. А в городе купцов разных народностей и чужеземцев и арабов из Магриба – тысячи, не счесть их числа. И есть в нем соборные мечети, в которых совершают пятничное моление хазары… А в середине города живет эмир жителей Булгара, у которых тоже есть большая соборная мечеть, в которой совершается пятничное моление, и вокруг нее живут булгары. И есть еще другая соборная мечеть, в которой молится народность, которую называют «жители Сувара», она тоже многочисленна». 

Исходя из этих сообщений, можно убедиться в том, что город представлял собой, фактически, целое государство, населенное представителями самых разных национальностей, в большинстве своем исповедовавшими Ислам. Но что интересно, ни аль-Гарнати, ни другие путешественники нигде не упоминают о правителях этого огромного города. 

Это наводит на мысль о том, что город-государство обладал уникальной для истории формой правления – каждая община или племя подчинялось своим собственным эмирам, не имея над собой верховного правителя. Возможно, что такое положение, в свою очередь, и стало одной из причин падения города перед лицом могущественного врага.

Жизнь в Саксине, судя по описаниям аль-Гарнати, протекала в тихом и размеренном русле. Несмотря на то, что своей монеты саксинцы не чеканили, тем не менее, собственная денежная единица у них была. В ее роли выступало олово, которое они разрубали на части и использовали его в качестве мелкой монеты для покупок. В то же время в ходу были и арабские деньги — динары и дирхемы, которые можно было обменять на десяток местных оловянных монет. 

altАрабского путешественника восхищало также и изобилие пищи: «У них столько разных сортов фруктов, — пишет он в своей рукописи, — что больше не бывает, и в том числе чрезвычайно сладкие дыни, а есть сорт дынь, который держится даже зимой». 

Не осталась в стороне от описания и рыба, которой в городе было в изобилии. Особенно это касалось красной рыбы, про которую было сказано, что «она – одно из чудес света». В городе было достаточно и мяса, которое было не только разнообразным (баранина, телятина, конина, верблюжатина), но и весьма дешевым. Так, за мелкую монету (т.е. оловянную) можно было купить ягненка или барана.

Жилища этого огромного города были приспособлены и для проживания в зимний период. Аль-Гарнати описывает это следующим образом: «Их зимние дома из больших бревен сосны, положенных одно поверх другого, а крыши потолки – из деревянных досок. И разводят они в домах огонь, двери же у них маленькие, завешиваемые бараньими шкурами с мехом, и внутри домов жарко, как в бане, а дров у них много».

К сожалению, такая процветающая жизнь однажды закончилась, что было вызвано, как уже отмечалось, нашествием войск Батыя. Первый поход под руководством Субедея — одного из лучших багатуров Чингизхана, лишь частично затронул Саксин, пройдя по зависимым от него окрестностям. Разгромив русско-половецкое войско на р. Калке войско Субедея двинулось в сторону Волжской Булгарии, где потерпело сокрушительное поражение. 

Войскам Субедея понадобилось несколько лет, чтобы придти в себя, и лишь после восшествия на ханский престол сына Чингизхана Угедея, в Поволжье были отправлены войска. Их численность была огромной, к тому же они обладали разного рода военными приспособлениями – от осадных машин до зажигательных устройств. Все это, а также отсутствие централизованного управления и союзнических отношений между соседними племенами сыграло решающую роль в захвате Саксина. 

Падение города было уже неминуемо, и хотя жители оказывали героическое сопротивление, Саксин был взят и разорен. Часть жителей стала искать прибежища на территории Волжской Булгарии, о чем сообщает Лаврентьевская летопись: «Того же лета (1229) Саксини и Половцы възбегоша из низу к Болгарам перед Татары (войска Субедея) и сторожеве Болгарьскыи прибегоша бъени от Татар, близ рекы, ей же имя Яик».

И все же, как и после падения Хазарии, через какое-то время город вновь возродился, получив название Астрахань. Несомненно, что этому способствовало уникальное стратегическое расположение, благодаря которому он во все времена являлся мощным торговым центром. После распада Золотой и Большой Орды, на этих территориях возникло Астраханское ханство. 

Таким образом, история Астрахани ведет свою историю, как минимум, с середины VIII в., когда, согласно историческим хроникам, была основана столица Хазарии г. Итиль. С тех пор город несколько раз менял свое название, но преемственность Саксина и Астрахани не вызывает никаких сомнений. Чем же руководствуются власти Астрахани, отмечая всего лишь 450-летие своего города?

История Саксина лишний раз доказывает то, что Ислам на территории современной России имеет древние и могучие корни. Но главное – это то, что, изучая жизнь такого огромного и разноликого города, приходишь к выводу о мирном и добровольном принятии исламской идеологии не только предков современных татар – булгар, но и многих других народов. Ведь племена, населявшие когда-то этот красивейший регион, конечно же, не исчезли с лица земли, а приняли участие в этногенезе многих народов современной России и соседних мусульманских государств, таких как Туркменистан, Казахстан, Узбекистан или Азербайджан.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*