Ахмед Цаликов. Борьба длиною в жизнь

В начале XX века Российская империя представляла собой удивительный конгломерат различных народов, в которой мусульмане занимали заметную роль. Но их влияние на общественную жизнь страны было минимально. Исправить данную несправедливость должна была блестящая плеяда исламских интеллектуалов, которые появились на рубеже веков. В этой статье мне хотелось рассказать об одном из них – осетинском мусульманине Ахмеде Цаликове. 

Начало борьбы

Цаликов Ахмед Темболатович родился в 1882 в семье осетина-мусульманина. В1899 поступил на юридический факультет Московского университета. Только окончив, университет Цаликов с головой окунается, в революционную деятельность на Кавказе, где уже на тот момент, передовая интеллигенция, почувствовав ветер перемен, начинает бороться за права горцев, их требования были следующие, отмена всех сословных, национальных различий, равенство всех граждан перед законом. 

Под давлением народных масс царизм вынужден был пойти на некоторые уступки в административной и социальной сферах, в системе образования. Национально-освободительная борьба горцев получило дальнейшее развитие в сторону отделения Терской области от Российской Империи. 

Широкие слои общественности выступали за представление автономии Кавказа. Другая же часть национально-настроенной интеллигенции, лидером которой являлся член РСДРП Ахмед Цаликов, пропагандировала исламские взгляды. 

После поражения Революции 1905 – 07 он выступал во Владикавказе за созыв беспартийного рабочего съезда и создание широкой классово-политической организации пролетариата накануне 5-го (Лондонского) съезда РСДРП (1907), за что подвергся критике со стороны В.И.Ленина. Он сотрудничал и работал в меньшевистских изданиях «Наше Дело» (1906), «Возрождение» (1908 – 09) и других. 

Он пропагандировал идеи национального возрождения мусульман, но активная политическая жизнь не мешала ему реализовывать свои таланты и на литературном поприще . он показал себя и талантливым критиком. Его рецензии, посвященные известным произведениям М. Горького («Мещане»), В. Фон Поленца («Крестьянин»), М. Метерлинка («Мона Ванна»), проливают свет на связь литературы с жизнью, с проблемами культурного и социального развития общества. 

Накануне первой мировой войны возглавил мусульманское движение на Тереке. Был членом бюро при мусульманской фракции 4-й Государственной Думы, накануне Февральской революции 1917 помощником присяжного поверенного в Петрограде. 

Годы, которые потрясли мир

После Февральской революции 1917 член Петроградского Совета РСД он становится председателем Временного Центрального бюро российских мусульман, созданного 15 марта по инициативе мусульманских депутатов 4-й Государственной Думы. На апрельском съезде «Шура-и исламия» были выбраны делегаты на I-й Всероссийский мусульманский съезд. 

Московский съезд имел большое значение для российских мусульман. Почти единогласно председателем избранного на съезде Всероссийского мусульманского совета (ВМС) стал Ахмед Цаликов. Выступая с докладом о национально-государственном устройстве России, он отклонил принцип конфедерации и федерации на основе территориальных автономий, выразил уверенность в том, что мусульмане не захотят отделяться от России. 

По мнению Цаликова, единственно приемлемой формой национального самоопределения мусульман страны является национально-культурная автономия. Подводя результаты революции, глава ВМС А. Цаликов, обобщая поступавшую информацию с мест, в том числе из центральноазиатского региона в сентябре 1917 г. констатировал: «Можно удивляться той беспримерной лояльности, тому тяготению к русской государственности, которое обнаружило мусульманское население… Можно удивляться тому отсутствию центробежных сил на мусульманских окраинах, которые, казалось бы, должны были получить огромное развитие…». 

Он отмечал, что «русское общество и русская печать не в достаточной степени оценивают ту позицию, которую заняло в переживаемый момент мусульманское население России и какими чреватыми для государства последствиями могло бы сопровождаться изменение этой позиции». 

altПосле прихода к власти большевиков Нарком по делам национальности Сталин предложил Цаликову возглавить Мусульманский комиссариат при наркомнаце РСФСР, но это предложение было отклонено. В.И. Ленин при встрече с членами Учредительного собрания Ш. Манатовым и М. Вахитовым (согласно воспоминаниям Манатова) 7 января расспрашивал о возможности привлечь на сторону Советсой власти Цаликова, после чего они несколько раз беседовали с Цаликовым, но Цаликов, по выражению Манатова, «не осмелился участвовать вместе с нами в создании» комиссариата по делам мусульман Внутренней. России при Наркомнаце РСФСР.



После разрыва с большевиками он прибывает в Осетию. На 4-м Съезде народов Терека во Владикавказе (июль – август) избран членом осетинской фракции Терского Народного Совета. В 1918 возглавил меджлис горских народов Кавказа. С момента возникновения горской республике Цаликов занимает пост министра иностранных дел. 

В июне 1918 года Северокавказская республика заключила дружественный союз с Турцией, которой она была признана также, как и правительствами центральных держав. Виднейшими деятелями Республики были: президент Тапа Чермоев, председатель парламента Вассан-Гирей Джабаги, Пшемахо Коцев, Абдул-Рашид Катханов, Ахмет Цаликов, Алихан Кантемир, Айтек Намиток и другие. 

Но первый удар Северокавказской республике нанесли не большевики, а Деникин. В 1919 Цаликов становится Членом Совета обороны Дагестана для борьбы с Деникиным. После падения Горской республике переезжает в Тифлис, откуда эмигрирует в Прагу. 

Вдали от Родины

После победы большевиков в гражданской войне огромное количество мусульман оказались за пределами Родины, но даже в этих условиях продолжали бороться. Центральной фигурой культуры северокавказской эмиграции был Ахмед Темболатович Цаликов. В 1924 году Ахмет Цаликов, известный в России и за рубежом публицист, стал издавать в Праге журнал «Кавказский горец» (1924 — 1925 гг.). 

Вышли три номера. Вокруг редакции сплотилась молодежь Северного Кавказа. Был создан «Союз горцев Кавказа» и выработан Устав «Общества кавказоведения при Институте изучения России» (автор — А. Цаликов), а также «Устав горцев Кавказа в Чехославацкой республике» (автор — Тамбий Елекоти). Журнал Цаликова ставил своей задачей объединить разрозненные группы горской интеллигенции. В 1926 г. в Праге был опубликован роман А. Цаликова «Брат на брата». 

Немного позже А. Цаликов завершил работу над рукописью своего романа под названием «Окровавленные горы». Тогда же он подготовил очерк «Горская республика», содержавший характеристику природных, социально-политических, историко-этнических, экономических и культурных особенностей края. Во второй половине 1920-х годов большинство эмигрантов Северной Осетии все реже и с меньшим оптимизмом высказывались о возвращении на Родину. 

А. Цаликов обращается в «Письме горца эмигранта» — «О родине и воле» — к современникам и грядущим поколениям соплеменников с прощальными словами скорби: «Дорогие соплеменники! Если бы знали, сколько пришлось перенести тяжелых ударов судьбы! Многие нашли безвременную могилу, но не в этом дело… Дело в Родине, далекой от нас и столь близкой нашему сердцу». 

В мире «произошли грандиозные мировые потрясения и сдвиги. Пронеслась очистительная гроза». Своих соотечественников уже смертельно больной А. Цаликов зовет добиваться «демократических свобод» — единственного завоевания культурного человечества, устремившегося «в царство социальной свободы и гармонии».

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*