Кого Коран называет фараоном?

Слово «фараон» («фираун» на арабском) не используется в священном Коране по отношению к какому-либо правителю времен пророков Авраама и Иосифа (Ибрагима и Йусуфа, мир им). Это действительно так, несмотря на то, что Библия применяет это понятие в отношении правителей тех времен.

Коран называет фараоном правителя Египта времен пророка Моисея (Мусы, мир ему). Иными словам, согласно Книге Всевышнего, только одного правителя Египта называли фараоном, и это было во времена пророка Моисея (мир ему).

Библейская «Книга Бытия» неоднократно называет правителя, который был современником Авраама (мир ему), фараоном: «И дал об Аврааме фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и все, что у него было» («Книга Бытия», 12:20).

Аналогично, правитель Египта во времена пророка Иосифа (мир ему) также назван несколько раз фараоном: «И послал фараон и позвал Иосифа. И поспешно вывели его из темницы. Он остригся и переменил одежду свою и пришел к фараону» («Книга Бытия», 41:14). 

И в «Исходе» правителя Египта во времена пророка Моисея (мир ему) также называют фараоном: «И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской…» («Исход», 2:15).

В отличие от вышеприведенного, священный Коран использует термин «фараон» только по отношению к правителю Египта во времена пророка Моисея (мир ему): «Муса сказал: «О Фараон! Я послан к вам от Аллаха — Господа миров и вашего Владыки» («Аль-Араф», 7:104); «После них Мы послали Мусу и Харуна с ясными знамениями к Фараону Египта и его знати. Но Фараон и его народ возгордились и отказались следовать за Мусой и Харуном, и тем самым они стали большими грешниками» («Юнус», 10:75).

Наиболее распространенное мнение в отношении эпохи Авраама (мир ему) гласит, что она имела место примерно в 2000-1700 гг. до нашей эры. Например, после долгого обсуждения историчности событий, окружавших слово Авраама в «Книге Бытия», в библейском словаре «Anchor Bible Dictionary» говорится: «Соответствие Авраама с началом второго тысячелетия до нашей эры считается обоснованным».

Кеннет Китчен датирует жизнь Авраама (мир ему) периодом 1674-1553 гг. до нашей эры, в эпоху Гиксосов, находя соответствия между доказательствами из «Книги Бытия» с древней египетской историей.

Гиксосы были группой семито-азиатских захватчиков, проникших в Египет и ставших правителями Нижнего Египта в период 1674-1553 гг. Большинство ученых поддерживает мнение о том, что появление пророка Иосифа (мир ему) в Египте имело место как раз во времена Гиксосов. Подъем Иосифа (мир ему) на влиятельную позицию в доме Потифара («Бытие», глава 39) и его назначение сборщиком урожая в годы изобилия («Бытие», глава 41) стало возможным благодаря тому, что иностранцы имели важные посты в правительстве Гиксосов.

Далее, «Иудейская энциклопедия» упоминает, что правитель, сделавший Иосифа (мир ему) фактически руководителем тогдашней администрации Египта, был одним из Гиксосов («The Universal Jewish Encyclopedia», 252). Что касается Моисея, «Иудейская энциклопедия» пишет, что временем его жизни была третья или четвертая четверть XIII-го века до нашей эры, и, соответственно, Рамзес II или Мернептах был фараоном «Исхода».
alt«Фараон» — термин, используемый современными авторами по отношению к египетскому правителю. Это слово – греческая форма древней египетской фразы «пер-аа» («великий дом»), которая первоначально использовалась по отношению к дворцу правителя, а не к самому правителю. Начиная с Нового царства, этот термин стал применяться в отношении самого правителя («Shaw & Nicholson», 222).

Историки разделили историю Древнего Египта на 3 периода – Старое царство (2615-1991 гг до н.э.), Среднее царство (1991-1670 до н.э.) и Новое царство (1570-332 гг до н.э.).
«Энциклопедия Библии» («Encyclopedia of the Bible») касательно слова «фараон» говорит следующее:

«Фараон – правитель Египта, известный как «Царь Верхнего и Нижнего Египта». Он жил во дворце, известном как «Великий дом», который был символом его власти. Египетское слово «дворец» было применено к правителям Нового царства (1550-107 гг до н.э.)… Использование титула «фараон» в Бытии может быть анахронизмом, когда Моисей при повествовании о событиях эпохи [библейских] патриархов в отношении к Египту использовал общепринятое слово «фараон» даже вопреки тому, что это слово не было в ходу во времена патриархов».

Таким образом, все доказательства говорят в пользу того, что термин «фараон», использовавшийся в древнееврейской Библии применительно ко временам Авраама и Иосифа (мир им), был анахронизмом.

Коран в отношении египетских правителей времен пророка Иосифа (мир ему) использует слово «царь» («малик» — по-арабски). Также Коран не называет правителей времен пророка Авраама (мир ему) фараонами. Что касается правителя, который был у власти во времена пророка Моисея (мир ему), Коран многократно называет его фараоном («фираун» по-арабски).

Коран – не учебник по истории, но в нем содержатся ссылки на все, что тематически относится к тому или иному повествованию, будь то история или же наука. И кораническое избежание понятия «фараон» по отношению к правителям эпохи Авраама и Иосифа (мир ему) исторически корректно, так же как и именование фараоном египетского правителя эпохи Моисея (мир ему).

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*