Неизвестная трагедия Ходжалы

26 февраля — годовщина преступления


Есть географические названия, которые обозначают гораздо большее, нежели просто точку на карте. Это имена деревень и городов, ставшие символом торжества самого низкого и подлого, что есть в человеке. Бабий Яр, Сонгми, Сабра и Шатила… От этих слов пробегает холодок по спине и сжимаются кулаки. 

Этот ряд далеко не полный, его можно продолжать и продолжать, и нельзя забывать ни одного названия в этом скорбном ряду, хотя многое и многим забыть бы хотелось. В начале 90-х годов прошлого века этот список пополнился еще одним названием — Ходжалы. 

До средины 80-х это был небольшой поселок в Нагорном Карабахе, большинство жителей которого были азербайджанцы. К началу 90-х население Ходжалы стало расти за счет мигрантов, — азербайджанцев, беженцев из Армении, и турков-месхетинцев – из Ферганской долины. Когда число жителей превысило 10 тысяч, Ходжалы получил статус города районного значения, и стал вторым по численности азербайджанского населения, после Шуши, городом в Нагорном Карабахе.

Атмосфера угрозы вокруг городка, на треть населенного беженцами, сгущалась. Летом 1991 года конфликт в Нагорном Карабахе перешел в стадию открытой войны. После провала августовского путча в условиях паралича союзных властей, а затем распада СССР армянские боевые отряды развернули наступательные операции. Руководство республики пожинало плоды своих тесных связей с проигравшей в Москве партией — консерваторами от ГКЧП. Союзный Центр препятствовал созданию азербайджанских вооруженных формирований. 

Считалось, что защиту населения и территориальной целостности республики возьмут на себя расположенные в этом регионе части Советской армии. Поначалу эти части действительно провели несколько удачных операций. Однако полному разгрому террористов воспрепятствовал президент Михаил Горбачев, запретивший проведение завершающей стадии военной операции.

В декабре 1991-го года подразделения внутренних войск бывшего МВД СССР покинули Карабах (из боевых подразделений бывших союзных войск на территории Нагорного Карабаха оставался только 366-ой мотострелковый полк, дислоцированный в Степанакерте, и батальон химической защиты). Уходящие части за взятки оставляли оружие незаконным вооруженным формированиям и ополчениям националистов.

В результате жители азербайджанских сел Башгешлаг, Шефек, Зейва, Тодан — в бывшем Шаумяновском районе НКАО, Туг, Салакатин — в Гадрутском районе НКАО, Имерет-Геверент — в Мардакертском районе НКАО, Джамилли, Лесное (Мешали) — в Аскеранском районе НКАО, Ходжавенд, Диваналар — в Мартунинском районе НКАО были вынуждены покинуть их. Некоторые села, например, Имерет-Геревент, были сожжены нападавшими. Места своего проживания покинуло несколько тысяч азербайджанцев. Случаи тяжкого насилия против мирного населения стали обыденностью. 

В пригороде Степанакерта — Кркиджане, населенном преимущественно азербайджанцами, основная часть домов была сожжена. По свидетельствам независимых наблюдателей, обращение с пленными солдатами Национальной Армии Азербайджана было чрезвычайно плохим, — они страдали от голода, холода, побоев, им, в том числе и раненым, не оказывалась медицинская помощь. Практиковалась передача пленных в качестве заложников в семьи, члены которых были захвачены азербайджанской стороной. До освобождения такие заложники доживали редко. Их тела, переданные при обмене родственникам, были изуродованы.

У войны есть своя беспощадная логика, и по этой логике Ходжалы был обречен на захват. В нем располагалось подразделение ОМОН МВД Азербайджанской Республики. Дорога, соединяющая Степанакерт и Аскеран, и затем идущая в сторону крупного азербайджанского города Агдам, проходит через Ходжалы. Рядом с Ходжалы находится единственный аэродром Нагорного Карабаха, способный принимать самолеты. Начиная с 1988 года Ходжалы неоднократно становился эпицентром конфликта. Но весь ужас ходжалинской трагедии заключается в том, что помимо тактико-стратегических резонов были еще резоны политические.

Кроме Нагорного Карабаха, населенного на 80% армянами, оккупации подверглись еще 5 районов с сугубо азербайджанским населением. Эти азербайджанцы были вечной проблемой армянских националистов. Им нужно было дать урок, наглядно продемонстрировав их дальнейшую судьбу в республике. Они должны были понять, что им пора уезжать со своих земель.

Ходжалы было решено взять к годовщине сумгаитских событий. 25 февраля 1992 года армянскими вооруженными формированиями при поддержке танков, БМП и личного состава Степанакертского 366-го мотострелкового полка город был уничтожен, а его жители – безжалостно вырезаны.

В штурме принимал участие второй батальон. Командование полка не знало о происходящем. Подготовка к штурму происходила втайне. Но все же одним из руководителей штурма был именно командир второго батальона.

В эту ночь он собрал всех офицеров, прапорщиков и солдат — армян по национальности, а также несколько добровольцев других национальностей, и по предварительной договоренности с руководителями Национально-освободительной Армии Арцаха приступил к штурму Ходжалы.

Солдаты из 366-го степанакертского полка на бронетехнике окружили Ходжалы с трех сторон, оставив единственный выход в сторону армянских сел Нахчиваник и Аскеран. В 23:00 начался массированный артобстрел из танков, БМП, БТР и модифицированных установок «Алазань», вспыхнул пожар, горел почти весь город, многие мирные жители погибли от снарядов уже в эти первые часы штурма. При этом солдаты 366-го полка в город не входили. К часу ночи, сломив сопротивление гарнизона Ходжалы, в город вошли армянские боевики. Они не щадили ни стариков, ни женщин, ни детей.

Еще в начале обстрела боевики по громкоговорителям объявили об открытии коридора для выхода мирных жителей. Но это не было попыткой избежать ненужных жертв. Это была засада. Засада на людей, не державших в руках оружия, засада, организованная по правилам загона волков. И армянские боевики вели себя так, словно они были на охоте.
Когда в 2 часа ночи жители Ходжалы сделали попытку выйти из города по коридору шириной от 100 до 300 метров, они сразу же попали под автоматный и пулеметный огонь. 150 человек тут же были убиты прямо на восточной окраине города, толпу охватила паника. Дорога превращалась в снежно-кровавое месиво, покрытое телами. Части беженцев удалось перебраться через реку. Насквозь промокшие, при минусовой температуре, они попытались скрыться в окрестных горах, и большинство из них к утру погибло от переохлаждения. 

altОбщее число замерзших в ту ночь в горах подсчитать невозможно. Большинство из них до сих пор в статистических отчетах значатся как «без вести пропавшие». 

Другая группа вышла к семи часам утра к селу Нахичеваник, но здесь их встретили шквальным огнем БТРов, специально выставленных для встречи беженцев. Свыше 300 человек, в том числе старики, женщины и дети, были убиты. В 8:35 26 февраля ушедшая от засады группа беженцев из 200 человек была взята в заложники недалеко от села Пирджамал. 

О захвате в плен этой группы есть свидетельство офицера, участвовавшего в операции: «Люди, идущие этим маршрутом, обходили Аскеран с правой стороны. Их тоже обстреливали армяне. Обстреливали, не выискивая среди бегущих вооруженных. Среди этого потока армяне брали заложников, при этом некоторых из них убивали на месте, топорами рубили головы. Некоторым заложникам выкалывали глаза, отрезали уши, скальпировали, а потом уже убивали». Спустя четыре дня, 1 марта 1992 года, 120 плененных под Пирджмалом были расстреляны. 

Утром 27 февраля 1992 года уцелевшим остаткам жителей Ходжалы удалось добраться до Агдама.

Приблизительно 700 жителей Ходжалы не вышли из города по предоставленному армянскими боевиками «гуманитарному» коридору. Они предпочли спрятаться в подвалах своих домов, но их участь оказалась столь же страшной. Город захлестнула волна насилия и грабежей. Боевики убивали людей просто ради развлечения, детей насиловали на глазах у родителей, мародерство даже не считалось прегрешением.

В 90-х годах многие республики бывшего СССР были охвачены войной, много где совершались военные преступления, но ничего равного Ходжалы не было.

Все участники этой акции геноцида пытались скрыть ее, а когда этого не удалось, отрицать свою связь с ней. Армянские сепаратисты подвергали обстрелам вертолеты с журналистами, подлетавшие к местам массовых убийств. 28 марта 1992 года была обстреляна группа азербайджанских тележурналистов, которым удалось заснять обезображенные трупы десятков детей от 2 до 15 лет, женщин, стариков. 2 марта 1992 года обстрелу подверглась уже группа французских журналистов, снимавших места варварских экзекуций. Тем не менее, зверски изуродованные тела попали на пленку и были показаны по телеканалу «Останкино».

Руководитель военного ведомства СНГ Евгений Шапошников пытался сложить с себя ответственность за действия войск, находящихся в его подчинении, и заявлял, что войска СНГ в межнациональных конфликтах не участвуют. Однако средствами массовой информации, а затем независимыми экспертами, занимавшимися расследованием ходжалинской трагедии, были представлены неопровержимые доказательства того, что в уничтожении мирного города Ходжалы непосредственное участие приняли военнослужащие, техника и артиллерия 366-го полка.

Попытки представить происшедшее, как «неприятный эпизод» военного времени, продолжаются по сей день. Тиражируется мнение, что в «гуманитарном» коридоре расстреливали лишь пытавшихся выйти с оружием азербайджанских солдат. Чтобы раз и навсегда пресечь эту ложь, можно сравнить следующие цифры. 

В обороне Ходжалы участвовали: отряд местного ОМОНа – 44 человека и ополченцы, спешно набранные перед самым штурмом – 107 человек. Таким образом, всего вооруженных защитников Ходжалы было 151 человек. Почти все они погибли в ночь с 25 на 27 февраля. 

Всего же убитых в свободном коридоре было 613, из них – 106 женщин и 23 ребенка. Это только документально зафиксированные жертвы. Большинство экспертов сходится во мнении, что в действительности жертв среди мирного населения было много больше, многие тела армянским боевикам удалось скрыть. 

Около 500 мирных жителей получили тяжелые увечья и остались инвалидами на всю жизнь. До полутора тысяч человек попали в плен, «в плен» — это корректная официальная формулировка. 

На самом деле все они были взяты в заложники. Это не только люди, захваченные у села Пирджамал. В течении трех суток после захвата Ходжалы в «плен» были взяты все(!) азербайджанцы и турки-месхетинцы, не вышедшие из города, и доставлены в Степанакерт (ИВС и помещение автоколонны), в КПЗ в Красном селе и следственный изолятор города Аскерана. 

Некоторые по разрешению руководства НКР были взяты в частные дома армянских семей, родственники которых находились в заключении на территории Азербайджана. Основную массу среди них составляли женщины и дети. Они — женщины и дети, также как и мужчины, содержались в качестве «обменного материала».

По свидетельству независимых наблюдателей, внешний вид содержащихся в ИВС азербайджанцев говорил о том, что они получают крайне скудное питание, у них были явные признаки истощения. Заключенных регулярно избивали. Имеются показания, подтвержденные врачами Баку и Агдама, о случаях изнасилований, в том числе — несовершеннолетних.

Для Азербайджана Ходжалы стал трагедией, во многом предопределившей дальнейший ход военного конфликта с Арменией. Азербайджанское общество было деморализовано, руководство страны оказалось неспособным защитить своих граждан, и уход президента Муталибова с политической сцены был фактически признанием тогдашнего руководства в собственной несостоятельности. 

Череда военных поражений Азербайджана продлилась до 1994 года. Азербайджан лишился 20% своей территории, причем это не только Нагорный Карабах, но и 5 азербайджанских районов с развитой промышленной и сельскохозяйственной инфраструктурой. Потери Азербайджана в этой войне таковы: 18 000 убитых, 50 000 калек, 5 000 без вести пропавших.

Ходжалы стал своего рода приговором для СНГ. Стало очевидным, что эта структура не способна играть ту консолидирующую роль, которую ранее играл СССР. СНГ имел прекрасную возможность доказать свою эффективность, и самое главное, — готовность нести моральную и международно-правовую ответственность за попранные права своих ближайших соседей. Но Содружество как будто и не заметило акции, которая с точки зрения международного права является преступлением против человечности. Столь явное пренебрежение Уставом ООН, в соответствии с основополагающими принципами которого ведется деятельность СНГ, не прибавили ему международного веса. Оно также не прибавило убедительности последующим усилиям членов Содружества по противодействию нарушениям прав человека в других регионах Европы.

Много ли выиграла Армения от Ходжалы? Казалось бы, кровавая бойня привела к желаемым результатам — азербайджанское население стало покидать территории, куда приходили армяне, «добровольно», без лишних напоминаний. Лютость ходжалинской расправы над азербайджанцами лишила многих из них желания когда-либо вернуться к родным очагам. 

Огромные территории оказались свободными для заселения «победителями». Но вместе с тем Ходжалы развенчал тщательно культивируемый, в том числе и в России, международный миф о цивилизованности одной из сторон конфликта, «оплота христианства на Кавказе… народа, представители диаспоры которого являются гордостью культуры различных стран», и дикости, агрессивности второй стороны.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*