Ислам в Центральном Черноземье

Первые мусульмане на территории современной Воронежской области предположительно появились еще во времена Хазарского каганата в VIII – X вв. Многие жители этого государства исповедовали Ислам, они бывали в Центральном Черноземье. Однако точных упоминаний о распространении мусульманской религии в нашем регионе тогда не существует. 

После крушения Хазарского каганата практически весь бассейн реки Дон стал местом кочевий язычников-печенегов. Говорить об Исламе в период с X по XI век не представляется по этой причине возможным. 

Только после битвы под стенами Киева в 1036 году, в которой русские дружины Ярослава Мудрого наголову разгромили объединенные отряды печенежских ханов, последние потеряли контроль над территорией современной Воронежской области. Но эти земли практически сразу же попали под власть новых кочевников – половцев, называемых еще кипчаками. 

В массе своей половцы также были язычниками. Между тем, среди них постепенно стали появляться и мусульмане, благодаря контактам с южными соседями, например с Дербентом. 

Как известно, каждому изучавшему историю России человеку, половцы играли довольно значительную роль в международных отношениях того времени. Их влияние испытали на себе и русские княжества, и Кабарда, и другие соседние народы и государства.

В середине XIII в. описываемую территорию постигло еще одно нашествие. На этот раз — монгол во главе сначала с Субедеем и Джебе, а затем – Батыем. Эти кочевники также исповедовали языческие культы. 

Однако уже второй ордынский хан – Берке принимает Ислам. Кратковременный период его правления характеризуется распространением мусульманской религии на территории Золотой Орды, в том числе – и в бассейне Дона. 

После же Берке Ордой на протяжении примерно 100 лет правили языческие ханы. Только в XIV в. к власти пришел хан-мусульманин Узбек, сделавший Ислам государственной религией. 

К этому времени относятся первые обнаруженные мусульманские захоронения на территории Центрального Черноземья, которые на данный момент исследуются специалистами Воронежского государственного университета. По всей видимости, в степях юга области кочевали несколько ордынских родов, исповедовавших Ислам.

altПосле падения Орды на данной территории столкнулись интересы сразу нескольких государств – Крымского ханства, Османской империи и Московии. В итоге в 1585 году царем Иваном Грозным была возведена крепость Воронеж, началось строительство засечной черты, призванной защитить южные рубежи Московского государства от атак крымцев. 

Тогда же началось постепенное вытеснение мусульманского населения с данных территорий – в городках и крепостях засечной черты жили в основном казаки и посадское население православного вероисповедания. Мусульмане–кочевники рассматривались как естественные союзники крымцев, и на землях, контролируемых казаками, их не было. 

Ко времени строительства здесь флота и образования Российской империи, Воронежский уезд, преобразованный затем в губернию, практически полностью был «очищен» от мусульман. 

Небольшой приток населения, исповедующего Ислам, пришелся на время русско-турецких войн. На территорию Воронежской губернии были переселены пленные османские подданные. Кстати, до сих пор на территории Воронежской области существуют целые села, в которых проживают турки – потомки тех пленников. 

Пожалуй, самым высокопоставленным мусульманином, жившим когда-либо на территории области, был последний крымский хан Шагин-Гирей, отправленный в Воронеж в ссылку после отречения от престола в 1783 году.

Если же говорить о количестве мусульман непосредственно в губернском центре, то оно, по всей видимости, было крайне незначительным. Например, вышедшая в 1907 году энциклопедия Брокгауза и Ефрона, упоминая о представителях разных конфессий в Воронеже, не говорит о последователях Ислама ни слова. 

В годы советской власти из-за ее известного всем негативного отношение к религии как к таковой положение мусульман, как, впрочем, и верующих других конфессий, еще более ухудшилось. Единственное, что можно отметить – в город в это время переселилось некоторое, хоть и небольшое, число этнических мусульман из Поволжья, с Кавказа и из Средней Азии, да еще, пожалуй, внушительное число студентов из мусульманских стран, обучавшихся в то время в воронежских ВУЗах.

Толчок к развитию Ислама и активизации общественной деятельности мусульман в регионе дали переломные и неспокойные 90-е прошлого века. Из-за многочисленных военных конфликтов в различных частях бывшего СССР, в Воронеже показались тысячи беженцев преимущественно исламского вероисповедания. Тогда же впервые в городе появился официально признанный имам – Эльдар Садыгов, молельный дом, газета для мусульман, была произведена (хотя и неудачно) попытка строительства мечети. 

В настоящее время, несмотря на все трудности (например – закрытие молельного дома и газеты), и противодействие с самых разных сторон, мусульмане Воронежа стремятся занять достойное место в жизни родного города, добиваясь соблюдения своих прав.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*