Христиане, признавшие последнего Пророка (мир ему). Кем они были?

Среди тех, кто воспринял учение последнего Пророка (да благословит его Господь и приветствует) и влился в единую и великую исламскую цивилизацию, было множество представителей христианского мира. Они признали в Мухаммаде (да благословит его Господь и приветствует) истинного Посланника Божьего и последовали за ним, за что, согласно аятам Священного Корана, получат, если на то будет воля Божья, двойное вознаграждение.

Несториане

Первыми, кто соприкоснулся с учением Корана за пределами Аравийского полуострова, были иракцы – семитские племена, родственные арабам и говорившие на диалектах арамейского языка. Религия, которую они исповедовали, язык общения, историческое развитие и менталитет резко отделяло их от собственно арабов Аравии. 

Дело в том, что большинство жителей нижней части Месопотамии, которая была чуть меньше современного Ирака и являлась вассалом Персидской империи, были не просто христианами византийской имперской традиции. Они придерживались не тех догматов веры, которых держатся большинство современных христиан, а отличались в главном — в отношении к Иисусу (мир ему). 

Их называли несториане. Они считали Иисуса (мир ему) человеком (а не «богочеловеком», как в имперской церкви). Таким образом, они превозносили человеческую природу Иисуса (мир ему), на основании чего отказались признавать Марию как богородицу, считая ее лишь матерью человека. Один из церковных соборов в 431 г. обвинил их в ереси, и они, спасаясь от преследований (так же, как и многие другие группы христиан), бежали в различные страны, в т.ч. и в Ирак, где проповедовали среди местных семитских племен, которые, в свою очередь, общались и с родственными аравийцами. 

Как известно, мусульмане также верят в Иисуса (мир ему) как в пророка и посланника от Бога, верят в его чудотворное рождение без отца, верят в совершенные им именем Божьим чудеса. Отрицается лишь то, что он был Богом или «сыном Божьим» в прямом смысле этого слова. Вера мусульман и христиан сходится даже в том, что Иисус (мир ему) вернется перед концом света, чтобы спасти человечество от величайшего зла, которое воцарится практически по всему миру. Иисуса (мир ему) называют Спасителем (Мессией) и Помазанником Божьим, что в переводе на греческий звучит как «Христос», а на арабский – «Аль-Масих». Разве это не является поводом для прекращения раздоров, столь любимых врагами Христа (мир ему)?

Когда началась война между исламским государством и Персидской империей, многие местные жители поддержали именно мусульман по причине родства (и те, и другие были семитами), тем более что персы рассматривались ими как чужеродные властители, с которыми они враждовали. Как известно, войну начали отнюдь не мусульмане, а Сасаниды, что выразилось в убийстве хосроем – царем Персии – посла от мусульман. Это всегда рассматривалось как объявление войны. Также явной демонстрацией агрессивных намерений была отправка из Йемена подконтрольных хосрою людей для ареста Пророка (да благословит его Господь и приветствует).

После вхождения персидских земель в состав Халифата ее жителей не стали насильно обращать в Ислам, предоставив им право исповедовать свою религию. Через какое-то время среди местных жителей мусульмане составляли уже большинство, и их число постоянно увеличивалось. Таким образом, можно выделить несколько причин быстрого включения данных народов в мир Ислама: этническая близость, хорошее обращение со стороны более сильных, общий враг (из-за чего мусульман считали освободителями, а не завоевателями), плюс, конечно, проповедь.

Как только правитель мусульман (из числа поздних поколений) начинал править справедливо, число новообратившихся в Ислам народов многократно возрастало (примером чему служит правление Умара II) и наоборот. То же относится и к ученым-богословам: чем справедливее и умереннее был факих, как Абу Ханифа в его взаимоотношениях с иракцами-христианами и персами-зороастрийцами, тем сильнее распространялись его идеи среди простого народа из числа немусульман.

Но все же главной причиной следует считать близость религиозных воззрений, т.к. и Ислам, и Несторианство были близки в своих воззрениях по отношению к Иисусу (мир ему) — всеми он почитался как пророк, но в то же время как человек, которого Всевышний Господь сотворил без отца и сделал его Своим Посланником, даровав ему Евангелие, а также Спасителем (по-арабски «Аль-Масих», по-гречески «Христос»), который вернется на землю перед концом света.

Монофизиты

Следует сказать и несколько слов о монофизитах — христианах, видевших в Иисусе (мир ему) лишь божественную природу, но, также как и несториане, притеснявшихся официальной церковью. Они проживали во многих государствах региона: в Сирии, Палестине, Египте, Эфиопии и др. Среди них были и собственно арабы, и представители других семитских племен, в частности, копты. 

altПочему же они тоже стали союзниками мусульман, ведь их воззрения об Иисусе (мир ему) явно противоречили исламским? Опять, как и в предыдущем случае, сыграло на руку то обстоятельство, что у них оказался общий враг, только теперь уже другая империя — Византийская. 

Господствующая в ней церковь постоянно пыталась примирить монофизитов со своими доктринами, однако, несмотря на жестокие преследования (и это факт), цель не была достигнута. В свою очередь, такое давление лишь усиливало возмущение народа (семитов) против – де-факто чужаков – греков. Мусульмане же, столкнувшись с Византией, вновь стали рассматриваться как освободители – теперь уже от господства греков. 

Напомним, что византийцы первыми начали военные действия, когда их наместник в Сирии казнил посла Пророка (да благословит его Господь и приветствует), что было равносильно объявлению войны, в результате чего произошла битва при Муте. И хотя сам император Ираклий отнесся к посланию уважительно, его дальнейшие действия были враждебными, ведь армия, двигавшаяся в сторону Табука с целью захвата Медины, была византийской.

Возможность исповедовать свою религию, близость языков, способствовали признанию монофизитами объединения их территорий с исламским государством. Это было на первом этапе. А обращение в Ислам проходило позже и более медленными темпами, чем в Ираке, что естественно. 

Причины же оставались прежними: более или менее, но справедливое обращение со стороны мусульман; грамотная и доходчивая проповедь. Были, конечно, и другие, скажем так, материальные причины — возможность выдвинуться вперед, сделать карьеру. 

Но они никак не могли сказаться на количественных показателях, и это очевидно. Ведь в Халифате были возможности и у христиан, и у иудеев добиваться успеха в самых разных сферах, вплоть до занятия ведущих государственных постов. Об этом говорят многие исторические факты. 

Нельзя не вспомнить и то, что наместники (кроме сирийского) и элита отнеслись к вести о новом Пророке (да благословит его Господь и приветствует) серьезно и вдумчиво («мы знали, что Пророк будет послан, но не думали, что к вам» — говорили они). Возможно, что для многих христиан именно это обстоятельство (даже, несмотря на иное отношение к личности Иисуса — мир ему) сыграло главенствующую роль в деле принятия исламского мировоззрения. 

Тем более, что при серьезном и вдумчивом анализе Библии, да и простых разумных размышлений, становится ясно, что разум более готов принять не «обожествленного» то ли «сына», то ли «бога», а «Сына человеческого», как об этом и сообщено в самом библейском тексте. Ведь когда священники, обращаясь к своим духовным чадам, говорят им: «Сын мой» или «Дочь моя», разве они имеют в виду свое физическое отцовство? Очевидно, что в данном случае говорится о духовной связи. 

Так почему же практически такую же фразу, но по отношению к Иисусу (мир ему и благословение Всевышнего), понимают совершенно иным образом? Понимают так, как это было еще в эпоху господства эллинской мифологии, согласно представлениям которой, Зевс мог спуститься к женщине, после чего от них рождались полубоги. 

Если выражение «Сын божий» понимать в физическом смысле этого слова, то тогда получается, что таковыми были и те, кто упоминается в следующем стихе Библии: «Когда люди начали умножаться на земле, и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих…» (Бытие, 6:1-2).

Заключение

В Священном Коране говорится по этому поводу: «О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите о Боге только правду. Мессия Иисус, сын Марии, является посланником Бога, Его Словом, которое Он послал Марии, и духом от Него…» (сура 4:171). Смириться перед Богом, принять Его волю – по-арабски звучит как асляма, а тот, кто смирился – муслим. 

Именно поэтому мы говорим, что все пророки и посланники (мир им), включая и Авраама, и Моисея, и Иисуса были муслимами, т.е. мусульманами (в русской транскрипции), потому что они смиренно выполняли повеления Божьи. 

Стали мусульманами и многие их приверженцы, поскольку следовали их традиции Единобожия и смирения Божьей воле. Именно из этого числа вышли современные иракцы, сирийцы, иорданцы, ливанцы, палестинцы и египтяне. 

Неужели все они являются потомками «трусов и карьеристов», как это хотят нам представить недруги Ислама по всему миру? Неужели такое огромное количество людей пришли к Корану из-за страха или из-за денег? Есть такая поговорка – «Каждый видит в меру своей испорченности», так давайте, исправим в себе эти недостатки и взглянем на мир Ислама по-новому – с открытыми глазами и способным к восприятию сердцем.

Господь Всемогущий сказал: «…Милость Моя объемлет всякую вещь. Я предпишу ее для тех, которые будут богобоязненны, станут выплачивать закят и уверуют в Наши знамения, которые последуют за посланником, неграмотным (не умеющим читать и писать) пророком, запись о котором они найдут в Торе и Евангелии. Он повелит им совершать одобряемое и запретит им совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещенным скверное, освободит их от бремени и оков. Те, которые уверуют в него, станут почитать его, окажут ему поддержку и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют» (сура 7:156-157).

Марат Хайретдинов, по материалам книги «Все дороги ведут в Ислам»

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*